Храпите ли вы во сне?
Как часто врачи задают этот вопрос пациенту? Довольно редко. При всей опасности ночного храпа, его значение сильно недооченено. В то же время врачам в своей практике приходится сталкиваться с пациентами, у которых наблюдается сочетание СОАГС с хроническими обструктивными заболеваниями легких (ХОБЛ).
Напомним, что СОАГС (синдром обструктивного апноэ/гипопооноэ сна) – состояние, возникающее при сужении просвета верхних дыхательных путей в результате нарушения тонуса окружающих мышц во время сна.
Основное проявление СОАГС – остановка дыхания, прегрешение потока воздуха, что приводит к гипоксемии, гиперкапнии и ацидозу.
СОАГС провоцируется целым рядом факторов и состояний, отягощая течение других заболеваний.
Согласно статистическим данным, 11-13% пациентов страдают СОАГС.
А вот среди пациентов с ХОБЛ количество пациентов с СОАГ составляет 90%.
Причина в том, что поверхностное дыхание во время фаз быстрого сна у пациентов с обструктивными изменениями нижних дыхательных путей (НДП) приводит к более выраженным и долгим апноэ. В результате подобного сочетания двух различных этиологических факторов гораздо чаще и в более ранние сроки возникает хроническая легочная гипертензия и правожелудочковая сердечная недостаточность при сравнительно малых изменениях показателей вентиляционной функции легких.
Таким образом, СОАГС и ХОБЛ являются факторами взаимного отягощения.
В связи с этим был выделен новый термин для обозначения болезни у людей с ХОБЛ, страдающих синдромом обструктивного апноэ сна — «синдром перекреста» (Flenley D. S., 1985).
Дело в том, что ночные апноэ и прекращение насыщения крови кислородом в данном случае – это итог не одной, а сразу двух болезней. В результате гипоксемия удваивается. Она намного сложнее и опаснее, чем та, которая возникает вследствие одного провоцирующего фактора. При сочетании СОАС и ХОБЛ все показатели механики дыхания и газообмена хуже, чем в раздельных группах. Ночная гипоксемия у них чаще всего является результатом комбинации двух причинных факторов, поскольку степень ее выраженности превосходит значение гипоксемии пациентов, имеющих лишь одну из указанных патологий.
Сочетание ХОБЛ и СОАГС обычно способствует резкому прогрессированию заболевания и обструкции дыхательных путей, приводящим к ранней нетрудоспособности и сокращению продолжительности жизни.
Наиболее значимыми факторами развития гипоксемии у пациентов с ХОБЛ принято считать гиповентиляцию, уменьшение жизненной емкости легких и колебания вентиляционно-перфузионных отношений в различные фазы сна. Эпизоды ночной гипоксемии могут значительно снижать выживаемость больных ХОБЛ. Вне зависимости от этиологии нарушения дыхательной функции и при чин гиповентиляции, гипоксемии и гиперкапнии, рано или поздно развиваются осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы.
В то же время стоит подчеркнуть, что апноэ относится к отягощающим факторам, ускоряющим развитие обструктивных процессов в бронхах и способствующим раннему развитию осложнений. СОАГС ухудшает дневную функцию дыхательных мышц у больных ХОБЛ средней и тяжелой степени тяжести, что в исследованиях подтверждалось достоверно низкими показателями максимального инспираторного и максимального экспираторного давлений по сравнению с больными контрольной группы. Снижение сатурации крови во время сна вносит свой вклад в развитие слабости дыхательных мышц.
Одним из осложнений синдрома обструктивного апноэ сна является хроническая альвеолярная гиповентиляция. Гиперкапническая форма дыхательной недостаточности в состоянии бодрствования, по данным разных авторов, выявляется у 12–23% пациентов с обструктивными нарушениями дыхания во время сна, а сочетание морбидного ожирения и синдрома обструктивного апноэ сна приводит к гиповентиляции в состоянии бодрствования уже у половины больных.
Альвеолярная гиповентиляция развивается в результате взаимодействия между изменениями центральных механизмов регуляции и периферическими нарушениями механики дыхания, в основе которых лежат ожирение, бронхиальная обструкция и тяжесть дыхательных расстройств во время сна.
У больных с синдромом обструктивного апноэ сна, как правило, наблюдаются циклические изменения давления в легочной артерии во время сна.
Повторяющиеся апноэ могут приводить к серьезной легочной гипертензии в течение ночи. Повышенное давление в легочной артерии в состоянии бодрствования встречается в среднем у 20% больных с СОАГС. Правожелудочковая недостаточность развивается у 12–27% пациентов с СОАГС. Эпизоды ночной гипоксемии, как самостоятельный фактор, способны привести к правосердечной декомпенсации при отсутствии дыхательной недостаточности в дневное время. А при наличии дневной гипоксемии при бронхиальной обструкции и ожирении кардиологические нарушения наступают в более короткие сроки.
Таким образом, можно утверждать, что нормализация ночного дыхания и коррекция синдрома обструктивного апноэ сна предотвращает ночные повышения давления в легочной артерии, приводит к улучшению функционального состояния правого желудочка, что у части пациентов с клиникой правосердечной недостаточности позволяет добиться уменьшения или даже исчезновения периферических отеков без дополнительной медикаментозной терапии.
Как же осуществить эту коррекцию?
Для нормализации ночного дыхания применяются следующие методы:
- Обязательное снижение веса до нормальных показателей у пациентов с избыточным весом
- Коррекция образа жизни (отказ от курения, разумная физическая активность и пр.)
- Медикаментозная терапия
- Применение СРАР-терапии, которая показала высокую эффективность, как в лечении пациентов с апноэ сна, так и в улучшении качества жизни и облегчении состояния пациентов с ХОБЛ.
Так храпите ли вы во сне?
Комментировать